14.03.2019
14.03.2019
Современные
здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС
ДО»
Жизнь ставит перед нами много новых
проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема
сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа
реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья
обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту,
устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня стоит
острая необходимость взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии
детства, и как её основной линии, охраны и укрепления здоровья детей.
Для родителей нет большей радости, чем
здоровый, нормально развивающийся ребенок.
Вся работа в нашем учреждении в плане
здоровьесбережения сегодня полностью нацелена на оздоровление
ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Что такое
здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов
психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к
реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к
самосовершенствованию.
Образовательная программа предусматривает
создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях,
наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных
образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья
воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является
всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и
индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть
искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как
можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий
педагогический процесс.
В нашем детском саду не заменимы в работе по укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста классические методы и приемы:
Физкультминутки Во
время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех
детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы
гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида
занятия. По мимо сохранения здоровья и предупреждения утомляемости
физкультминутки развивают речь и память детей.
Подвижные и
спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.
Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используем
лишь элементы спортивных игр. Данный вид деятельности является наиболее
распространённым и незаменимым.
Новый вид деятельности внедряемый в нашем
детском саду- релаксация. Для
психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и
отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или
искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять
своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы
используем упражнения на расслабление определенных частей тела и всего
организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский,
Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится
детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому
умению расслабляться.
Гимнастика
пальчиковая. С младшего возраста индивидуально
либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная проводится
в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого педагог
обеспечивает проветривание помещения.
Гимнастика
бодрящая проводится ежедневно после дневного сна,
5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажной дорожке; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в
помещениях с включением художественного слова.
В своей работе
мы используем общеизвестные средства:
• массаж
(самомассаж) ;
• упражнения,
на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;
• упражнения
на развитие физических качеств;
• физические
упражнения, способствующие психическому развитию;
• пальчиковую
гимнастику;
• проведение
«Дней здоровья», «Неделя здоровья».
Профилактическая
работа.
• полоскание
полости рта кипяченой водой комнатной температуры;
• босохождение;
• дорожки
здоровья;
• гимнастика
пробуждения;
• умывание
с использованием художественного слова;
• прогулки
на свежем воздухе (климатотерапию);
•соблюдение
Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки);
• витаминизация
блюд.
Немало важным
направлением является работа с родителями.
• Родительские
собрания
• Дни
открытых дверей
• Консультации
• Уголки
здоровья
• Праздники
и досуги
Оценка эффективности комплексных
воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе
общепринятых критериев. Главные из
них:
• Снижение
частоты случаев острой заболеваемости;
• Совершенствование
функций ведущих физиологических систем организма;
• Улучшение
физического развития;
• Позитивные
сдвиги в эмоциональной сфере;
•Улучшение
аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Систематическое применение современных
здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду значительно снизил уровень
заболеваемости у детей. Сохранение и укрепление здоровья детей не только работа
педагога, но и родителей. Привлечение родителей в совместную деятельность
позволяет расширить знания и представления родителей о здоровьесберегающих
технологиях. Родители принимают активное участие в работе детского сада,
оказывают помощь в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.