Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ Детский сад № 5 на 2023-2024 учебный год
Описание образовательной программы
ООП ДО МДОУ Детский сад № 5 определяет:
·
комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования);
·
требования к условиям реализации Программы.
ООП ДО обеспечивает:
·
создание оптимальных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития;
·
развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования |
Содержательный раздел |
Содержание Программы определено в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, включает все компоненты образовательного процесса: ·
необходимый объем знаний, умений и навыков по образовательным областям с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их образовательных потребностей; ·
использование разнообразных средств обучения (словесных, наглядных, технических) и источников информации |
Организационный раздел |
Содержит описание финансового, кадрового, материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
Организация режима пребывания детей в МДОУ Детский сад № 5
Режим работы МДОУ Детский сад № 5: пятидневная рабочая неделя, часы работы с 7:00 до 17:30.
Учебный год: с 1 сентября по 31 мая.
Летне-оздоровительный период – с 1 июня по 31 августа.
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей. Режим дня составлен для каждой возрастной группы. На холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности – игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
4.1.
Возрастные и иные категории детей, на которых
ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности:
В
МДОУ Детский сад № 5 одна разновозрастная группа.
1.
Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
2.
Используется региональный компонент в образовательном процессе.
3.
Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и
социуму со стороны социально-психологической службы.
4.
Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения
детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при
взаимодействии взрослого и ребенка.
5.
Осуществляются дополнительные образовательные бесплатные услуги
для детей 6-7 лет.
4.2.
Используемые Программы.
Основная
образовательная программа муниципального дошкольного образовательного
учреждения Детский сад № 5 (далее - Программа) разработаны на основе:
- Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах
ребенка,
- в
соответствии с требованиями и содержанием ФГОС ДО (Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013
г., регистрационный № 30384) с изменениями) ;
- ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской федерации
28.12.2022 № 71847).
Программа
направлена на реализацию ключевых функций дошкольного уровня образования
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=1&rangeSize=1
):
1)
обучение и
воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
2)
создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3)
создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Содержание
основных разделов Программы:
Обязательная часть Программы
соответствует ФОП ДО
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=4&rangeSize=1 ) и составляет
не менее 60% от общего объема Программы.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений Программы, составляет не более 40% и ориентирована на
познавательное и речевое развитие детей с включением регионального компонента (краеведение).
Обе части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации
Программы.
Программа реализуется на государственном
языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность
реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке как родном языке на
основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Срок освоения Программы составляет - 5
лет;
Фундамент образовательного
процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования
(далее – Программа), разработанная и утвержденная в ДОО в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного образования. Программа базируется на положениях
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Радуга», ред. 2015 г. под ред. Е.В. Соловьевой, рекомендованной Министерством
образования РФ.
Основная
образовательная программа ДОО реализуется в сочетании с парциальными
программами:
Основными
средствами реализации части, формируемой участниками образовательных отношений
являются Программы:
- Зеленова Н.Г., Осипова
Л.Е.
«Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников. (Старшая группа.) — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. —
112 с.;
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная
культура для малышей» - М.: «Центр поддержки культурно-исторических традиций
Отечества», 2019. – 208с.
Для реализации программы воспитания ДОО
используется практическое руководство «Воспитателю о воспитании» (https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmy-vospitaniya-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/ ).
Содержание приоритетного направления (краеведение)
ориентировано на достижение цели по формированию целостных представлений о
родном крае через решение следующих задач:
•
приобщение к истории возникновения родного посёлка;
•
знакомство со знаменитыми земляками и людьми,
прославившими посёлок Медведково, Лесной район, Тверскую область;
•
формирование представлений о достопримечательностях
родного района, его государственных символах;
•
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к
родителям и их труду;
•
формирование и развитие познавательного интереса к
народному творчеству и миру ремёсел в родном поселке;
•
формирование представлений о животном и растительном
мире родного края, о Красной книге Тверской области.
Содержание
Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее –
образовательные области):
· социально-коммуникативное
развитие;
· познавательное
развитие;
· речевое
развитие;
· художественно-эстетическое
развитие;
·
физическое развитие.
4.3.
Характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
· создание условий для реализации сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников;
· оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
· формирование психолого-педагогических знаний родителей;
· приобщение родителей к участию в жизни ДОО;
·
изучение и транслирование лучшего семейного опыта.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· единый подход к процессу воспитания ребенка;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· дифференцированный подход к каждой семье;
·
равная ответственность родителей и педагогов.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»:
· разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка;
· ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупку ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат);
· совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
· информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач;
· знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности;
· создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом;
·
привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также посёлке).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
· знакомить родителей с достижениями общественного воспитания в детском саду;
· показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности;
· заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
· помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития;
· создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых;
· поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы – при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности);
· привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей;
·
сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
· обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;
· ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками;
· обращать их внимание на ценность детских вопросов;
· побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;
· показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные);
· привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;
·
проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»:
· изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду;
· рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром;
· показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями;
· развивать у родителей навыки общения, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия;
· показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения;
· побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми;
· подсказывать, как легче решить конфликтную ситуацию;
·
привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению и подготовке концертных номеров (родители – ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
· знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей;
· раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений;
·
привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующей возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении – совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МДОУ Детский сад № 5 с семьей
Участие родителей в жизни ДОУ |
Формы участия |
Периодичность сотрудничества |
В
проведении мониторинговых исследований |
-Анкетирование -
Социологический опрос -интервьюирование -
«Родительская почта» |
3-4 раза в
год По мере
необходимости 1 раз в
квартал |
В создании
условий |
- Участие
в субботниках по благоустройству территории; -помощь в
создании предметно-развивающей среды; -оказание
помощи в ремонтных работах; |
2 раза в
год Постоянно ежегодно |
В управлении
ДОУ |
- участие
в работе родительского комитета, Совета ДОУ; |
По плану |
В
просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры,
расширение информационного поля родителей |
-наглядная
информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы,
фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел» -памятки; -создание
странички на сайте ДОУ; -консультации,
семинары, семинары-практикумы, конференции; -
распространение опыта семейного воспитания; -родительские
собрания; |
1 раз в
квартал Обновление
постоянно 1 раз в
месяц По
годовому плану 1 раз в
квартал |
В
воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление
сотрудничества и партнерских отношений с целью
вовлечения родителей в единое образовательное пространство |
-Дни
открытых дверей. - Дни
здоровья. - Недели
творчества -
Совместные праздники, развлечения. -Встречи с
интересными людьми - Участие
в творческих выставках, смотрах-конкурсах -
Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности |
По плану 1 раз в
квартал 2 раза в
год По плану По плану Постоянно
по годовому плану 2-3 раза в
год 1 раз в
год |