Пояснительная записка муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 5 (МДОУ Детский сад № 5) Адрес:1717881, Тверская область, Лесной район, п.Медведково, ул.Новая, д.21 В МДОУ Детский сад № 5 обучаются дети разновозрастной направленности. Основная цель плана – регламентировать непосредственно- образовательную деятельность, определить её направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю Учебный план МДОУ Детский сад № 5 разработан на основе программы «Радуга», авторы : Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, реальных возможностей учреждения, потребностей и социальных ожиданий Учебный план разработан в соответствии: Приказом Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013г. № 1155 Федеральное государственное образовательный стандарт дошкольного образования. Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ « Об образовании Российской Федерации» Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г №2; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28; Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года № 65/23-16; Уставом МДОУ Детский сад № 5 В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В структуре плана выделяются инвариативная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Учебный план содержит следующие образовательные области: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Формы организации непосредственно-образовательной деятельности: - для детей до 3-х лет – подгрупповая; - для детей от 3-х до 7 лет – подгрупповая, фронтальная. Для детей в возрасте до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 20 мин в день (игровая, музыкальная деятельность, общение развитие движений) – 10 занятий в неделю. Продолжительность НОД не более 10 минут. Объем дневной образовательной нагрузки, для детей дошкольного возраста составляет: Для детей 3-4 лет – 30 мин – 10 занятий в неделю ; Для детей 4-5 лет – 40 мин – 10 занятий в неделю; Для детей 5-6 лет – 1час15мин– 14 занятий в неделю; Для детей 6-7лет – 1час 30мин – 14 занятий в неделю; Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: Для детей 3-4 лет – не более 15 мин; Для детей 4-5 лет – не более 20мин; Для детей 5-6 лет – не более 25 мин; Для детей 6-7лет – не более 30мин; Планируемый результат: Формирование привычки к здоровому образу жизни Активность и самостоятельность детей, проявляющих инициативу и творчество разных видах деятельности Открытость для общения с взрослыми Дружелюбность и терпимость по отношению к сверстникам Любознательность и интеллектуально развитость Эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира, произведения искусства, на состояние других людей, любящих свою Родину и свой народ. Учебный план общеобразовательных групп по программе «Радуга» первая и вторая младшая группа №п/п 1.1. 1.2. Образовательная область дети до 3-х лет Количество занятий в неделю 1. Инвариативная часть (обязательная) Познавательное развитие 2(по 10 мин) - мир природы и мир человека 2 Речевое развитие 2 (по 10 мин) Развитие речи 2 дети от 3-4 лет Количество занятий в неделю 2 (по 15 мин) 2 2 (по 15 мин) 2 Художественно-эстетическое направление развития: - Музыка -Рисование -Лепка/аппликация 3 (по 10 мин) 3 (по 15 мин) 1 1 1 1 1 1 1.4. Физическое направление: Физическая культура 3 (по 10 мин) 3 3 (по 10мин) 3 1.5. Социально – коммуникативное развитие 2.1. Приоритетные направления – познавательное и речевое с включением регионального 1.3. Через интеграцию с другими образовательными областями 2. Вариативная часть Через интеграцию с другими образовательными областями компонента (краеведение) ИТОГО: 10 10 Средняя группа 4 – 5 лет №п/п 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2.1 Образовательная область Количество занятий в неделю 1.Инвариативная часть (обязательная) Речевое развитие 2 (по 20 мин.) -развитие речи 2 Художественно-эстетическое направление развития 3 (по 20 мин) - музыка 1 - рисование 1 -лепка/аппликация 1 Физическое направление 3 (по 20 мин) -физическая культура 3 Познавательное развитие 2 (по 20 мин) - познавательное развитие: мир природы и мир человека 1 - математика 1 Социально – коммуникативное развитие Через интеграцию с другими образовательными областями 2.Вариативная часть Приоритетные направления – познавательное и Через интеграцию с другими образовательными областями речевое с включением регионального компонента (краеведение) ИТОГО 10 Старшая и подготовительная группа(дети от 5-6л, 6-7л) №п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1. Образовательная область Количество занятий в Количество занятий в неделю неделю дети 5-6 лет дети 6-7 лет 1.Инвариативная часть (обязательная) Речевое развитие 4 (по 25 мин) 4 (по 30 мин) -развитие речи 3 3 - знакомство с буквами/обучение грамоте 1 1 Художественно-эстетическое развития 5 (по 25 мин) 5 (по 30 мин) - музыка 2 2 - рисование 1 1 -лепка/аппликация 1 1 - конструирование 1 1 Физическое развитие 3 (по 25 мин) 3 (по 30мин) Физическая культура 3 3 Познавательное развитие 2 (по 25 мин) 2 (по 25 мин) -познавательное развитие: мир природы и мир человека 1 1 - математика 1 1 Социально – коммуникативное развитие Через интеграцию с другими образовательными областями 2.Вариативная часть Приоритетные направления – познавательное и Через интеграцию с другими образовательными областями речевое с включением регионального компонента (краеведение) ИТОГО: 14 14 Программное обеспечение воспитательного процесса по разделам программы «Радуга». УМК к программе «Радуга» По программе издан комплект пособий, включающих в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования 5 методических рекомендаций для воспитателей содержат методики, преследующие цели: - сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество; - развивать у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать культуру речи; - ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах; - вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство. Серия «Радуга» включает в себя ряд пособий для детей младшего, среднего, и старшего дошкольного возраста, нацеленных на формирование и развитие навыков говорения. Развивающие книги «Познаю мир» для детей младшего, среднего дошкольного возраста знакомят ребёнка с назначениями и функциями предметов вокруг нас, со связью между вещами и явлениями природы, со знаками и символами. Ряд развивающих книг «Моя математика», завершающийся книгой для детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать представления о способах выражения количества через число путем счета и измерения, познакомить с арифметическими действиями. Целый ряд учебно-наглядных пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста дают представление об изобразительном искусстве, народном искусстве и детском творчестве. УМК программы «Радуга» 1. Гризик Т.И. Познаю мир: Предметы вокруг нас: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста. Пособие в увлекательной форме поможет малышу разобраться с целевыми назначениями и функциями различных предметов, понять связи и зависимости между предметами и явлениями природы. Издательство «Просвещение». 2. Гризик Т.И. Познаю мир: я во всём люблю порядок: Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. Пособие поможет закрепить представления детей о понятии «последовательность», о роли и значимости данного понятия в жизни человека. Издательство «Просвещение». 3. Гризик Т.И.Познаю мир: знаки и символы: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста. Пособие поможет закрепить представления детей о знаках и символах, их роли в жизни человека. Издательство «Просвещение». 4. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». Методическое пособие по познавательному развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада. 5. Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного возраста. С помощью заданий, предлагаемых в книге взрослый сможет организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию навыков активной разговорной речи. Рассматривание картинок со специально разработанными ситуациями побуждает детей вступать в диалог, что способствует формированию произносительных навыков, обогащению словаря, уточнению представлений об окружающем мире. Издательство «Просвещение». 6. Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей среднего дошкольного возраста. С помощью альбома по развитию речи детей среднего дошкольного возраста воспитатели и родители смогут целенаправленно осуществлять работу по формированию звукопроизношения, совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия. Параллельно альбом поможет детям реализовать в речи накопленные впечатления, удовлетворяя их потребность в познавательном общении со взрослым. Издательство «Просвещение». 7. Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. С помощью этого пособия воспитатели и родители значительно расширят словарь ребенка, научат его понятно для окружающих выражать свои мысли, разовьют фонематический слух и фонематическое восприятие. Издательство «Просвещение». 8. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». В пособии представлены планирование и методика работы с детьми по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей, средней и старшей группах детского сада. В книгу включены подробные конспекты работы с дошкольниками. Пособие составляет комплект с книгами для детей «Учусь говорить». Издательство «Просвещение». 9. Соловьёва Е.В. математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». Методическое пособие включает планирование и конспекты занятий во всех возрастных группах. Пособие составляет комплект с развивающими книгами «Моя математика». Издательство «Просвещение». 10. Дронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию младших дошкольников в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями. Издательство «Просвещение». 11. Дронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями. Издательство «Просвещение». 12. Дронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями. Издательство «Просвещение». 13. Дронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Методическое пособие по художественноэстетическому развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада. Издательство «Просвещение».