Содержание I.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………….....3 1.2. Цели и задачи кружка……………………………………………………………………………………………………………...4 1.3.Основные методы и приемы работы……………………………………………………………………………………………....5 1.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы…………………………………7 II.Содержательный раздел 2.1 Учебный план……………………………………………………………………………………………………………………......7 2.2.Учебно – тематический план…………………………………………………………………………………………………….....7 2.3.Перспективный план работы кружка………………………………………………………………………………………….…...9 III.Организационный раздел 3.1.Организация кружковой деятельности…………………………………………………………………………………….……...14 3.2.Материалы для работы …………….……………………………………………………………………………………………...14 3.3.Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………15 Приложение 1 Календарный учебный график………………………………………………………………………………………………………...16 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать поновому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов. Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда. Для формирования устойчивого интереса к творчеству (изготовлению поделок) используется устное народное творчество: загадки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, создающие богатую почву для размышления, вдохновения, воздействующие на ум и чувства ребенка. Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе; В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Срок реализации программы: 1 год 1.2. Цели и задачи кружка Для успешного развития творческих способностей детей был создан кружок «Самоделкины» Цель: Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Задачи: - Продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия. - Развить у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление; - Обогащать и расширять художественный опыт; - Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности; - Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату; - Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству. Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам” 1.3.Основные методы и приемы работы В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительноиллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративноприкладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Задачи: Обучающие: закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях труда, художественного творчества, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок. Развивающие: развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций умение постоянно контролировать свою работу умение пользоваться простейшими инструментами знание видов и свойств различного материала знание основных видов работ с разным материалом владение приемами изготовления несложных поделок умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку правил общения, правил безопасности труда, правил личной гигиены. Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с детьми, а также участием в конкурсах и выставках, использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, младших дошкольников, сотрудников детского сада; оформление группы в праздники. Принципы, лежащие в основе программы: - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский); - демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей); - научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Предполагаемые результаты работы Должны знать и уметь: Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет; Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов; Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку; Овладеть навыками культуры труда; Правила личной гигиены; Правила общения; Правила безопасности труда; 1.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы • Проведение выставок детских работ. II. Содержательный раздел 2.1. Учебный план: - Аппликация – 14 занятий - «Оригами» – 8 занятий - Работа в технике «Мозаика» - 6 занятий - Работа в технике «Бумагопластики» – 4 занятия - Конструирование из бумаги – 4 занятия Итого: 36 занятий 2.2.Учебно-тематический план СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ «Осеннее дерево» (мозаика из бумаги); «Кружатся, кружатся листья…» (аппликация из бумаги - «Осенний ковёр») «Красивый осенний букет» (аппликация из бумаги) «Последние бабочки» («оригами») «Мишка» (аппликация в технике обрыва) «Петрушка» (аппликация из ткани) «Моя любимая игрушка» (работа в технике «мозаика») «Наши игрушки» (конструирование из бумаги) «Красивый цветок» (техника бумагопластика) «Волшебные цветы» (аппликация из бумаги) «Сказочная птица» (техника «мозаики) «Птичка» (техника «оригами») «Ёлочка» (техника бумагопластики) «Снеговик» (техника «оригами») «Дед мороз и Снегурочка» (конструирование из бумаги) «Мы встречаем Новый год» (техника мозаики) «Медуза» (конструирование из бумаги) «Разные водоросли» (аппликация из бумаги) «Лягушка» (техника «оригами») «Разноцветные лягушата» (техника бумагопластики) «Поросёнок» (аппликация из ткани) «Ёжик» (аппликация из бумаги) «Весёлый ёжик» (конструирование из бумаги) «Уточка» (техника мозаики) «Поздравительная открытка» (техника «оригами») «Лодочка» (техника «оригами») «Разные машины едут по улице» (техника мозаики) «Космос» (аппликация из бумаги и ткани ) «Ракета» (техника «оригами») «Подснежник» (аппликация из бумаги и ткани ) «Яблонька» (аппликация из ткани) «Яблонька цветет» (аппликация из ткани) МАЙ «Домики для поросят» (аппликация из бумаги) «Поросята» (техника «оригами») «Любимый герой» (аппликация из ткани) «Животные – герои сказок»( техника бумагопластики) 2.3. Перспективный план работы кружка Месяц Тема Цель СЕНТЯБРЬ 1.«Осеннее дерево» (мозаика из бумаги); 1. Учить детей создавать образ из кусочков 2.«Кружатся, кружатся листья…» (аппликация из бумаги. Добиваться выразительного образа. бумаги - «Осенний ковёр») Продолжать учить ребят подбирать цвет бумаги. 3.«Красивый осенний букет» (аппликация из 2. Учить детей вырезать образ из бумаги, бумаги) сложенной вдвое, делать прорези-прожилки. 4.«Последние бабочки» («оригами») Учить детей вырезать листья различных пород деревьев. 3. Учить детей создавать разнообразные цветы из отдельных деталей (овальной формы). Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания. 4. Продолжать учить детей создавать разнообразные поделки из базовой формы «водяная бабочка». Учить подбирать красивые цветосочетания. ОКТЯБРЬ 1.«Мишка» (аппликация в технике обрыва) 1. Учить детей создавать образ в технике 2.«Петрушка» (аппликация из ткани) обрывной аппликации. Продолжать учить детей 3.«Моя любимая игрушка» (работа в технике подбирать цвета, делающие поделку более «мозаика») выразительной. 4.«Наши игрушки» (конструирование из бумаги) 2. Закрепить умение детей вырезать овальную форму и составлять из отдельных предметов игрушку. 3. Продолжать учить детей создавать образ в технике «мозаики», учить красиво подбирать цвета, до конца выполнять свою работу. 4. Учить детей изготовлять игрушку на основе конуса, развивать воображение и умение работать самостоятельно. НОЯБРЬ 1.«Красивый цветок» (техника бумагопластика) 2.«Волшебные цветы» (аппликация из бумаги) 3.«Сказочная птица» (техника «мозаики) 4.«Птичка» (техника «оригами») ДЕКАБРЬ 1.«Ёлочка» (техника бумагопластики) 2.«Снеговик» (техника «оригами») 3.«Дед мороз и Снегурочка» (конструирование из бумаги) 4.«Мы встречаем Новый год» (техника мозаики) 1. Закрепит умение детей выполнять поделки по типу трансформируемого модуля. Продолжать учить детей подбирать красивые цветосочетания. 2. Закрепить навыки вырезания, полученные в предыдущих группах, показать детям, что из отдельных лепестков можно собрать разные цвета. 3. Продолжать учить детей создавать образ птицы, используя технику бумажной «мозаики», создавать образ, тщательно подбирая цвета, аккуратно выкладывая детали. Продолжать формировать эстетический вкус. 4. Учить детей создавать поделку в технике «оригами» из базовой формы «воздушный змей», отгибать углы, преобразуя их в клюв. Поощрять желание детей делать самостоятельные дополнения, выполнять работу аккуратно. Развивать эстетическое восприятие. 1. Продолжать учить детей создавать поделки, используя различные способы обработки бумаги. Воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца. 2. Продолжать учить детей создавать поделки из базовой формы «водяная бомбочка». Учить самостоятельно дополнять образ деталями, делая его более выразительными. Закреплять умение детей работать вместе. 3. Учить детей создавать игрушку на основе конуса. Самостоятельно подбирать материал для оформления поделки. Продолжать учить детей доводить работу до конца. 4. Учить детей придумывать образ для последующего создания аппликации. Продолжать учить детей подбирать цвета, ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ 1.«Медуза» (конструирование из бумаги) 2.«Разные водоросли» (аппликация из бумаги) 3.«Лягушка» (техника «оригами») 4.«Разноцветные лягушата» (техника бумагопластики) 1.«Поросёнок» (аппликация из ткани) 2.«Ёжик» (аппликация из бумаги) 3.«Весёлый ёжик» (конструирование из бумаги) 4.«Уточка» (техника мозаики) 1.«Поздравительная открытка» (техника «оригами») 2.«Лодочка» (техника «оригами») 3.«Разные машины едут по улице» (техника соответствующие образу. 1. Учит детей создавать образ на основе конуса. Продолжать учить детей дополнять образ выразительными деталями. 2. Закрепить с детьми навыки вырезывания, уметь переносить навыки работы с одним материалом на другой. Продолжать учить дошкольников самостоятельно подбирать красивые цветосочетания. 3. Продолжать учить детей создавать поделку из базовой формы «водяная бомбочка». Продолжать развивать эстетическое восприятие. 4. Продолжать учит детей создавать образ лягушки в разных техниках. Развивать воображение детей. 1. Продолжать учить детей создавать выразительный образ из ткани, дополняя его выразительными деталями. Продолжать учить детей подбирать соответствующие цветовые сочетания. 2. Продолжать учить детей создавать образы путем силуэтного вырезывания. Закреплять умение детей пользоваться свободно ножницами. 3. Продолжать учить детей выполнять поделку по принципу трансформируемого модуля. Закрепить навыки выполнения детьми образа. 4. Продолжать учить детей выполнять работу в технике «мозаики», создавать выразительный образ. Развивать эстетический вкус. 1. Учить детей создавать поделку из базовой формы «домик». Продолжать учить детей выполнять работу самостоятельно, аккуратно. 2. Продолжать учить детей создавать поделки в мозаики) 4.«Космос» (аппликация из бумаги и ткани ) АПРЕЛЬ МАЙ 1.«Ракета» (техника «оригами») 2.«Подснежник» (аппликация из бумаги и ткани ) 3.«Яблонька» (аппликация из ткани) 4.«Яблонька цветет» (аппликация из ткани) 1.«Домики для поросят» (аппликация из бумаги) 2.«Поросята» (техника «оригами») 3.«Мой любимый герой» (аппликация из ткани) 4.«Животные – герои сказок»( техника бумагопластики) технике «оригами». Дополнять образ выразительными деталями. 3. Продолжать учить детей создавать различные образы в технике «мозаика», используя обрезки бумаги. Продолжать развивать воображение детей. 4. Продолжать учить детей создавать фантастические образы. Развивать воображение дошкольников. 1.Продолжать учить детей создавать поделки из базовой формы «воздушный змей». Развивать умения детей. 2. Учить детей выбирать работу в соответствии со своими возможностями. Доводить работу до конца. 3. Продолжать учить детей переносить навыки работы с одним материалом на другой. Закреплять умение создавать образ из отдельных деталей. 4. Продолжать учить детей работать с тканью. Развивать эстетическое восприятие. 1. Продолжать учить детей создавать различные образы из бумаги. Развивать умение детей дополнять поделки выразительными деталями. 2. Продолжать учить детей создавать образы из базовой формы «треугольник» и «водяная бомбочка». 3. Продолжать учить детей работать с бумагой. Развивать эстетическое восприятие. 4. Продолжать учить детей создавать игрушки на основе цилиндра. Продолжать развивать умение доводить работу до конца. Развивать воображение детей. III. Организационный раздел 3.1. Организация кружковой деятельности Сетка занятий и режим работы Работа проводится вне занятий во вторую половину дня. Возраст детей - 6-7 лет Продолжит занятия - 30 минут Периодичность в неделю – 1 раз Кол-во часов в неделю – 0,5 Кол-во часов в год – 17 Режим работы: с 16.50 - 17.20. Сетка занятий: среда 3.2. Материалы для работы. Наиболее распространенным материалом для работы с дошкольниками является бумага. В настоящее время существуют различные сорта бумаги (писчая, цветная, папирусная, гофрированная и др) и практически все они могут быть использованы для создания поделок с детьми. Для создания с детьми аппликационных композиций чаще всего применяют цветную и писчую бумагу. Очень хорошо использовать в таких работах цветные иллюстрации из журналов, обертки от конфет и шоколада. Такая бумага сделает композицию более выразительной, так как можно будет подобрать цвета более сочетаемые друг с другом. Эти же сорта бумаги можно использовать при создании с детьми поделок в технике «оригами». Для обучения детей работе в технике «бумагопластики» лучше использовать более плотную бумагу рисовальную и чертежную. Обрезки бумаги лучше не выбрасывать, а использовать для дополнений и украшений в создаваемой композиции, остатки бумаги можно также использовать для создания мозаичных композиций. Ещё одним материалом, из которого дети вместе с педагогом создают разнообразные поделки Используемый материал в работе с детьми. - клей карандаш и ПВА; - ножницы; - цветная бумага; - писчая бумага; - цветной и белый картон; - кисти для клея; - простые карандаши для нанесения трафаретов; - линейка; 3.3.Список литературы 1. Творчество детей в работе с различными материалами. Брыкина Е.К. (Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С.Комаровой) Педагогическое общество России. Москва 1998.146 с. 2. Сказки из бумаги. С.Соколова. ЗАО «Валери СПб», 1998 – 224 с. Приложение 1 Календарный учебный график Продолжительность учебного года Продолжительность образовательного процесса Режим работы 01.10.2021г-31.05.2022г 34 16ч 50 мин- 17ч 20 мин Выходные дни Суббота, воскресенье Праздничные дни, установленные законодательством РФ Зимний период с 30.12.2021 по 09.01.2022г Летний период с 01.06.2022- 01.09.2022г 23.05.2022- 31.05.2022г Продолжительность каникул Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы Культурно-досуговые мероприятия Выставки творческих работ